- slutsk_avtokanal
- 12 январь 2021
- 533
- 0
«Техосмотр можно будет пройти у дилера, а штрафы тем, кто не прошел, пришлют по почте»
У«Белтехосмотра» может не хватить бланков разрешений к участию в дорожном движении. Водителям обещают, что ГАИ в этом случае не будет придираться к физическому отсутствию «наклейки» при пройденном ТО. А вот директор УП «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский убежден, что от «бумажек» при техосмотре нужно было избавиться давно - процедура должна стать электронной. И этот процесс уже идет.
AUTO.TUT.BY узнал о том, как это будет выглядеть для водителей.
Распечатывать бумажки - это нонсенс
- На сегодня этот бумажный бланк уже никому не нужен. Насколько я знаю, в проекте изменений ПДД уже есть предложение от ГАИ исключить бумажный бланк разрешения на участие в дорожном движении из перечня документов, которые необходимо предоставлять инспектору для проверки. То есть ГАИ будет проверять наличие техосмотра не «по бумажке», а путем запроса в наш информационный центр. По сути, мы уже вплотную подошли к тому, что разрешение должно быть электронным.Кстати, в России уже с 1 марта автовладельцам будут оформлять электронные диагностические карты, а распечатываться она будет на обычном листе формата А4 по требованию. Распечатка будет заверяться подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
- Наше предприятие идет тем же путем. Мы уже разработали электронный бланк диагностической карты, который не требует распечатки. Физлицам, если автомобиль исправен, эта карта в принципе не нужна. Уже сегодня наша информационная система доработана таким образом, что сведения о проведенных на станции контрольно-диагностических работах сначала вносятся к нам в АИС, и уже н основании информации из нашей базы формируется диагностическая карта. А потом она печатается на бланке строгой отчетности прямо на станции и лишь для того, чтобы предъявить ее нашему же специалисту на этой же станции для получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Где логика? На мой взгляд, это вообще нонсенс, и мы могли бы безболезненно уйти от бумажных диагностических карт. Сегодня у нас это бланк с определенной степенью защиты, на печать которого тратятся деньги.
Штрафы за техосмотр с камер фото- и видеофиксации
Более того, сейчас все документы, которые предоставляет владелец при прохождении техосмотра: техпаспорт, страховку, квитанцию об оплате, диагностическую карту - можно проверить по электронным базам и внести сведения о прохождении техосмотра в общую базу.- Вся процедура может быть очень простой. Автовладелец проходит диагностическую линию и заявляет, что он хочет получить разрешение. Наш работник проверяет сведения по всем информационным системам, вносит необходимые сведения в базу данных, и без лишних затрат и бумажек водитель может участвовать в дорожном движении на законных основаниях.
В дальнейшем, имея доступ к базе, другие государственные органы смогут проверять наличие разрешения, даже не останавливая транспортное средство. В перспективе это приведет к возможности контроля за техосмотром при помощи системы фотовидеофиксации - об этом уже несколько лет заявлялось на разных уровнях как одном из способов контроля.
Техосмотр можно будет пройти у дилера вместе с плановым техобслуживанием
При электронной процедуре по выдаче разрешения отпадает необходимость присутствия специалиста «Белтехосмотра» на каждой диагностической станции. А их в Беларуси около 230. Каждая из них обязана обеспечить специалисту рабочее место.- А сейчас, на пике активности автомобилистов, многие диагностические станции хотят увеличивать режим работы, а значит, необходимо обеспечить присутствие уже не одного, а двух наших специалистов. С электронной системой все сведения можно проверять дистанционно. Это сократит и очереди на диагностических станциях, и специалисты «Белтехосмотра» смогут работать в едином центре.
Есть еще один полезный эффект от внедрения электронной системы оформления техосмотра. Этот вариант исключает возможность подделки бумажного бланка разрешения. Юрий Ленчевский говорит, что в прошлом году такие факты встречались.
Но больше всех могут обрадоваться владельцы новых и гарантийных автомобилей, которые обслуживаются на дилерском сервисе. Для них до сих пор было непонятно, почему нельзя пройти техосмотр в фирменном центре во время очередного планового ТО? Ведь есть и оборудование, и технические специалисты.
- Проблема была как раз в необходимости присутствия на сервисе специалиста «Белтехосмотра». А при электронной системе, как уже говорилось, такой необходимости нет. При наличии у дилера, который обслуживают у себя гарантийные автомобили, разрешения Минтранса на данный вид деятельности, мы могли бы заключить соглашения, и предоставить доступ к нашей информационной системе. Это позволит сервису оказывать услугу по прохождению техосмотра. Я знаю, что и сами дилеры тоже заинтересованы в таком варианте работы.
Тестовый режим будет проходить незаметно
Юрий Ленчевский рассказал, что проведение тестового режима по использованию электронной процедуры оформления техосмотра запланировано на первый квартал.- В первом квартале мы проведем эксперимент. Тестовый режим пройдет незаметно для автомобилистов. Просто параллельно с осуществлением «бумажной» административной процедуры будет проверяться возможность автоматизации этих процессов. Будем по-прежнему выдавать отпечатанное разрешение, но постараемся минимизировать необходимость предоставления бумажных документов. По сути из всех документов будет необходимо только наличие техпаспорта.
Параллельно УП «Белтехосмотр» заканчивает работы по созданию системы информационной безопасности, так как в АИС находятся персональные данные. И чтобы организовать полноценное взаимодействие на государственном уровне, необходимо выполнить ряд требований и получить сертификат в ОАЦ. По словам Юрия Ленчевского, УП «Белтехосмотр» уже фактически подошло к завершению работ. Осталось только приобрести соответствующие лицензии, оборудование и пройти аттестацию.
- До конца года нам необходимо внести соответствующие изменения в ряд нормативных документов, регламентирующих процедуру получения разрешения. И вот в этом может быть основная задержка, потому что законодательство у нас меняется не так быстро. Изменения в ряд документов нужно вносить целым пакетом. Что касается технической стороны вопроса, то мы бы могли ее закрыть уже в первом полугодии.
Юрий Ленчевский признается, что сложнее всего изменить законодательство и мышление многих чиновников.
- Потому что у нас привыкли думать: «А как же без бумажки?». Но, я думаю, в первом полугодии мы все технические вопросы решим и после изменения нормативных актов сможем работать по-новому. Надеюсь, к концу года мы порадуем автовладельцев упрощением процедуры.