Слуцкий АвтоКанал » В мире » Снесет человеку голову – и никто не виноват. Обидно
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Снесет человеку голову – и никто не виноват. Обидно

Раннее утро 14 февраля, на часах примерно 7:50. По трассе едет черный Volkswagen Touareg. В машине трое: парни на передних сиденьях, на заднем прилегла подремать девушка. На дороге пустовато, разве что навстречу едут фуры. Раз, два, три. 

Резкий хлопок, и замедленная съемка: осколки стекла летят по салону, ранят кожу, застревают в волосах, на лобовом узкая и длинная дыра. Машина начинает вилять из стороны в сторону, выезжает на встречную. Водитель без сознания, лицо в крови.

«Ну все, конец»

Трасса Р43 (граница России – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи), Копыльский район.
– Выехали из Солигорска рано, где-то в 6:50. Мне нужно было в Малориту, и я попросил своего брата Женю съездить со мной за компанию, – рассказывает Влад.
Поехали на машине Жени. Он сам сел за руль. Влад расположился на переднем пассажирском сиденье, а жена Влада – на заднем.
– Спокойно ехали, никуда не торопились. По пути было много деревень, много камер скорости: в итоге за час проехали всего 65 км, – продолжает Влад.
Впереди была деревня Киевичи и мост через небольшую речушку Мажу.
– Помню, посмотрел на дорогу: навстречу ехали фуры. Потом снова опустил глаза в смартфон. И спустя несколько секунд, как раз когда эти фуры проезжали мимо, раздался хлопок. Это был не звук удара, а именно хлопок будто от петарды, но не маленькой, а огромной. Все зазвенело, вокруг залетали осколки стекла. Я поднимаю голову и понимаю, что у нас в лобовом дыра сантиметров сорок. Машина начинает вилять влево-вправо, выезжает на встречную. Помню, закричал: «Тормози, тормози!» Но ничего не произошло. Я посмотрел на брата, а он без сознания: руки опустил, лицо в крови, нос как-то на боку.
– Жена мне потом рассказывала, что в этот момент я сказал уже совершенно спокойным тоном: «Ну все, конец», – говорит Влад.

Как остановить машину, если водитель без сознания?

По трассе мчится автомобиль с дырой в лобовом стекле, а водитель без сознания. Что делать?
– Я подскочил со своего места, ухватился за руль и ногой попытался нащупать педаль тормоза. Так и не понял, нашел я ее или нет, но мы съехали на обочину и метров через 50-70 остановились, – рассказал Влад. – Я выскочил из машины, подбежал к водительской двери, крикнул супруге, чтобы вызывала скорую. Женя понемногу стал приходить в себя.
Никто не понимал, что именно произошло.
В этот момент, по словам парня, на дороге затормозил автомобиль.
– Пассажирка открыла дверь и крикнула нам, что видела, как с фуры слетел снег или лед. Она показала на дорогу – те три грузовика еще были видны, никто из них не остановился. Я спросил у этой женщины, есть ли в их машине регистратор, но она ответила, что нету, – продолжает мужчина.
Тем временем на другой стороне появился еще один автомобиль. Влад бросился к нему, чтобы спросить про регистратор, но и там его не оказалось.
– Жалею, что не спросил телефон у женщины, которая видела, как упал лед, но тогда мысли были не о том. Я попросил второго водителя догнать фуры, чтобы записать номера, – он согласился помочь, и я прыгнул к нему в машину, – добавил Влад.

Фуры догнали, но...

– Фуры мы догнали. Первым шел тентованный «поляк», за ним два рефрижератора с 7-м регионом. Я позвонил в ГАИ, рассказал, что произошло, продиктовал номера. После этого водитель отказался ехать дальше за грузовиками и отвез меня обратно – спасибо ему, – говорит мужчина.
Забегая вперед, сообщим, что водителя Женю скорая увезла в больницу. Травмы были серьезными, включая перелом носа со смещением.
– Мне вскоре позвонили из ГАИ, рассказали, что остановили те фуры. Как я понял, водителей просто опросили, они ответили, что ничего не видели, и их отпустили. Потом инспекторы приехали на место ДТП, стали нас опрашивать. Я в тот момент, наверное, многого и не вспомнил – все было так быстро. Брату в копыльской больнице вправили нос, наложили швы и прямо оттуда повезли в ГАИ – также опрашивать. Затем всех отпустили, – рассказывает Влад.

Осколок льда

Лобовое стекло Volkswagen прошила льдина толщиной около 8 см и шириной где-то 30 см. Прилетевший лед также повредил переднюю часть машины: бампер и капот.
Влетев в салон, лед обломал козырек, ударил в лицо водителя, затем отлетел назад, в спинку заднего сиденья. Пассажирку там спасло то, что незадолго до произошедшего она прилегла подремать. Влад говорит, что перед этим она как раз сидела по центру – лед бы попал в нее.

Обидно

– В ГАИ сразу сказали, что случай не страховой. Хотя при чем тут страховка: водитель фуры ведь обязан удостовериться, что сверху ничего нет, – так же? – задается вопросом Влад.
К этому мы еще вернемся.
– Инспектор, который с нами общался, сказал, что их часто вызывают на подобные случаи, но такие серьезные последствия он видит впервые. И все же нам дали понять, что никакой развязки не будет: случилось и случилось – будто ветка с дерева упала, – разочарованно говорит мужчина.
– Вот так снесет человеку голову – и никто не виноват. Обидно.
Он сам возвращался на трассу, нашел камеры, которые могли заснять проезжавшие фуры. Есть надежда, что откликнется кто-то из очевидцев произошедшего.
– Если бы льдина упала с какой-то из первых двух фур, наверняка это заметил бы водитель, который ехал за ней. Значит, лед упал с третьей фуры, – рассуждает Влад.
Вопрос в том, как проверить это предположение?

Водителю предстоит непростое лечение

С Женей, водителем Touareg, журналисты также поговорили, но с учетом потери сознания и полученной травмы о произошедшем он почти не помнит.
– Сейчас все в целом нормально. Правда, одна ноздря не дышит совсем: нос же переломался со смещением, его вправляли в больнице, но, видимо, придется еще раз вправлять – мне сказали, что носовая перегородка согнута. Легкая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга: в Копыле хотели класть в больницу, но все же отпустили домой, в Солигорск. Там врач меня осмотрел, сказал, что пока попробуем обойтись без стационара, однако если улучшений не будет – придется ложиться. Лицо все в ссадинах, на губе семь швов, один из передних зубов выбило – такие дела, – рассказал парень.

Должны ли водители грузовиков очищать крышу?

Журналисты пообщались с опытными водителями грузовых авто, обращались в Белорусскую ассоциацию международных автомобильных перевозчиков. Все соглашаются с тем, что грузовики очищать от снега и льда нужно – чтобы не случалось подобных происшествий. Но закрепленного законодательно требования нет.
В итоге все сводится к личной ответственности. И если во многих крупных компаниях за состоянием автомобильного парка следят построже, то у небольших фирм и индивидуальных перевозчиков контроля как такового нет.
Очистка крыши полуприцепа – процесс зачастую трудоемкий, не автоматизированный. Ответственные водители прибегают к различным способам, используют всевозможные приспособления, но есть и те, кто этим пренебрегает. Выходит, в любой момент с проезжающей фуры может свалиться такая вот льдина.

Комментарий юриста

Означает ли это, что искать виновных и добиваться компенсации бесполезно? Этот вопрос Onlíner адресовал юристу Татьяне Ревинской.
– Правила дорожного движения не содержат требований к водителю транспортного средства о необходимости проверки наличия снега или льда на крыше его автотранспорта, в том числе прицепа, а также обязанности водителя производить очистку транспортного средства от скопившегося на крыше кузова либо прицепа снега или льда. В силу требований ПДД водитель обязан отвечать за техническое состояние транспортного средства, перевозку груза и его надлежащее крепление (п. 9.3), – отметила она.
Приложение №4 к Правилам дорожного движения содержит перечень неисправностей транспортных средств и условий, при наличии которых водителю запрещается участвовать в дорожном движении. Но опять-таки нахождение на крыше снега или льда к ним не относится.
– Не упоминается про слетевший с кузова, прицепа или автомобиля снег или лед и в Положении о страховой деятельности, в связи с чем данное обстоятельство не является страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности и, соответственно, основанием для выплаты страхового возмещения, – говорит Татьяна Ревинская.
– Однако, несмотря на отсутствие в законе четкой регламентации наступления ответственности водителей по рассматриваемому случаю, пострадавший все же не лишен права обратиться в страховую компанию с заявлением о признании подобного случая страховым.
– По общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 933 Гражданского кодекса), – пояснила юрист.
Таким образом, если после обращения в страховую организацию случай будет признан нестраховым, владелец поврежденного транспортного средства может воспользоваться своим правом на обращение в суд с иском о возмещении причиненного ущерба вследствие повреждения автомобиля, а также о возмещении вреда, причиненного здоровью. При этом необходимо будет доказать наличие ущерба (вреда), противоправность в действиях водителя, а также причинную связь между противоправными действиями водителя и причиненным вредом.
Применительно к описанному случаю нужно сначала найти ту самую фуру, с которой упал лед, установить ее водителя и доказать, что его действия были противоправны и привели к причиненному ущербу.

Добавить комментарий