- slutsk_avtokanal
- 1 декабрь 2024
- 2 218
- 0
Водители боятся, что обгон через сплошную — это лишение прав на месте
В прошлом году стало известно, что Госавтоинспекция сможет выявлять нарушителей с помощью дронов. То есть теперь скрытый контроль осуществляется даже с воздуха!
«Дальность полёта — 12 километров»
Про квадрокоптеры мы поговорим с начальником отделения разведки противодействий беспилотным летательным аппаратам отряда милиции особого назначения УВД Миноблисполкома старшим лейтенантом милиции Вячеславом Витальевичем Яковенко. Именно он будет управлять дроном, который сегодня дежурит вместе с Госавтоинспекцией.
По словам Вячеслава, высота полёта устройства может быть различной. Оператор устанавливает её, исходя из особенностей окружающей среды и ситуации на дороге. Максимальный предел высоты вообще ещё не выявлен — инспекторы говорят так: «Пока квадрокоптер не потеряет связь с пультом управления!» Ну а данный агрегат поднимался до полутора километров. Среднестатистическая высота, на которой работает дрон, обычно варьируется в пределах 30—60 м от земли. Максимальная взлётная масса — 7 кг.
Средняя скорость нашего квадрокоптера — 72 км/ч. Сотрудники ГАИ часто пользуются функцией фиксации дрона на конкретном автомобиле. То есть беспилотник может «сопровождать» машину, которая совершила правонарушение.
Транспортировка устройства производится в специальном чемодане-чехле, камера перевозится отдельно.
Наш провожатый с нашивкой столичного ОМОНа признаётся, что заряд батареи держится в течение 35—40 минут, после чего летательный аппарат издаёт звуковой сигнал и возвращается «на базу» в автоматическом режиме. Оператор устанавливает сменную АКБ (она далее заряжается на месте) и продолжает патрулирование дороги.
Из-за снега и сильного тумана во время рейда изображение получилось немного мутным
Конечно же, работа такого агрегата зависит от погодных условий: в сильный дождь и снег эффективно функционировать дрон не может! Комфортные условия полёта — от −10 до +40 °C и небо без значительных осадков. Хотя даже при мощных порывах ветра летательный аппарат не сдувает — он умело стабилизируется. По словам оператора, не только нарушители боятся этого дрона, но и птицы! Правда, на устройства с габаритами поменьше — охотятся.
В качестве навесного оборудования выступает FullHD-камера 4 в 1. Её главные особенности — 200-кратное увеличение (приближает объект на расстояние 7—8 км), инфракрасный спектр (дрон может выявлять нарушение даже в тёмное время суток) и дальномер, измеряющий дальность от беспилотника до полутора километров. Максимальное расстояние, на которое коптер способен отдалиться от оператора, — 12 км.
Вячеслав рассказывает: существует отделение разведки противодействий беспилотным летательным аппаратам, где работают четыре сотрудника вместе с руководителем. Каждый из них проходил специальные недельные курсы в академии МВД, после чего получил лицензию на управление квадрокоптером. В рамках курсов изучают теорию, проходят практику и сдают тесты и экзамены. В распоряжении ОМОНа всего 11 дронов.
«Табличка с предупреждением не нужна»
На отрезках дороги, где проводится видеофиксация с помощью беспилотника, табличка с предупреждением об этом не должна быть установлена, хотя в ПДД предусмотрены соответствующие знаки для обозначения камер, работающих в автоматическом режиме измерения скорости, и участков средней скорости. Установка знаков при работе дронов и ручных измерителей скорости ничем не регламентирована.
Отметим, что с помощью квадрокоптера оператор может зафиксировать пересечение одинарной либо двойной сплошной линии, непристёгнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона во время управления ТС. А вот скорость передвижения транспорта или наличие техосмотра автономно дрон распознать не способен.
Чтобы доказать правонарушение, на картинке с беспилотника должны быть видны место обгона, регистрационный знак автомобиля нарушителя и само ТС. Однако после остановки авто экипажем ГАИ на «Дозоре» (портативный программно-аппаратный комплекс с функцией розыска для фиксации административных правонарушений) сведения о машине должны совпадать с данными, которые записал квадрокоптер.
«Дроны? Я такое только в фильмах видел!»
С сотрудниками ОМОНа и Госавтоинспекции встречаемся на обочине отрезка трассы Р53. Почему выбрана именно эта часть дороги и как много нарушений можно выявить с помощью квадрокоптера? Данные вопросы задаём Анатолию Владимировичу Винникову, инспектору ДПС СП по обеспечению безопасности дорожного движения ГАИ УВД Миноблисполкома.
— Сегодня мы отрабатываем аварийный участок дороги Р53 с 34-го по 38-й километр, так как здесь идут ремонтные работы. Недалеко находится завод BELGEE, сотрудники которого постоянно обращают внимание на то, что водители часто игнорируют сплошную линию, нарушая при этом ПДД, — вводит в курс дела инспектор ДПС СП.
— Дежурим здесь уже несколько недель, и количество нарушений и столкновений значительно снизилось. Сегодня к нам подключается дрон — с ним раньше работали на М3, когда там был ремонт.
Анатолий рассказывает, что участок патрулирования дороги выбирается в специальном аналитическом центре, где выявляют опасные и аварийные сегменты. Основные критерии отбора — большое количество ДТП на отрезке дороги, а также ремонтные работы. Наиболее актуальное время для патрулирования таких участков — час пик, утро и вечер, выходные дни.
— Дежурства с дроном — действенные! Однако иногда встречаем тех, кто не согласен с нарушением. Даже после предоставленных доказательств в виде фотографий и видео автомобилист упирается до последнего! Но при таком раскладе оспорить ничего не получится. И всё же к каждому водителю мы стараемся искать подход.
Вот при нас сотрудник ГАИ останавливает Renault Logan Stepway, за рулём которого находится девушка. С документами у автоледи всё в порядке, а мы не упускаем возможности задать ей пару вопросов про работу инспекции вместе с квадрокоптерами.
— Я никогда не сталкивалась с дроном, который патрулирует дорогу! Мне кажется, такая практика очень полезна, ведь есть те, кто значительно превышает разрешённую скорость и обгоняет на опасных участках.
А вот водитель большегруза Citroen Jumper с девушкой не согласен:
— На мой взгляд, эффективно это, только если поставлена задача воспитать правонарушителей. А так… Не вижу особого смысла в подобных полётах и отношусь к ним скорее отрицательно, поскольку на дороге случаются разные ситуации и не всегда получается ехать по правилам. Я с дронами не сталкивался до сегодняшнего дня.
Следующий автомобилист, которого останавливают инспекторы, не готов к длительному диалогу и ограничивается одной фразой: «Дроны? Я такое только в фильмах видел!»
«Водители боятся, что обгон через сплошную полосу — это лишение прав на месте»
Теперь подробнее расскажем, как обнаруживают и останавливают тех, кто не соблюдает ПДД. Изначально дрон фиксирует правонарушение, оператор записывает видео для его доказательства. Затем сотрудники ОМОНа передают информацию дежурному экипажу ГАИ, а тот на автомобиле догоняет водителя.
— Вместе с машиной виновника мы останавливаем и авто, обгон которого совершался, — дополняет Анатолий. — У человека берём показания: спрашиваем, с какой скоростью он двигался, видел ли, как его обогнали, выслушиваем его точку зрения. Кстати, доказать правонарушение — обязанность сотрудников ГАИ. И если ситуация спорная, мы становимся на сторону водителя.
— После этого объясняем нарушителю, что в отношении него будет составлен административный протокол с его конкретным пояснением. Уточняем, согласен человек с правонарушением или нет, выслушиваем его версию, фиксируя в протокол опроса. При этом водитель может отказаться от дачи показаний.
— Затем изымаем водительское удостоверение, предоставляя временное, и уточняем, что он будет вызван в качестве лица, которое привлечено к административной ответственности, повесткой в конкретные сроки по месту регистрации. Там начальник принимает во внимание всю водительскую историю и выносит финальное решение относительно лишения либо нелишения в/у, назначает штраф от 2 до 10 базовых величин.
— Водители боятся, что обгон через сплошную полосу означает лишение прав на месте. Однако это не так! Начальник скрупулёзно изучает водительскую историю и учитывает сопутствующие обстоятельства, смягчающие ответственность. Например, есть несовершеннолетние дети на иждивении, ТС используется в качестве основного средства передвижения для детей в больницы и школьные учреждения и т. д.
Отвлекаемся на автомобилиста, уже успевшего показать свои документы инспектору. Что же мужчина думает о дронах в небе?
— Это очень полезная и удобная техника. Оператор устройства всё видит благодаря высококлассной камере. Вот за себя скажу: иногда люблю поддать газку, вдавить, значит, педаль в пол. Ну а кто не любит? А когда такой аппарат есть в ГАИ, то от ответственности безнаказанно уже не уйдёшь… Лишний раз подумаешь, обгонять или нет, — рассуждает водитель VW Passat.
У мужчины за рулём Volkswagen схожее мнение:
— Конечно же, дроны на службе ГАИ — это круто! Я очень рад, что у нас в стране стали появляться и активно использоваться такие технологии. Тем более пересечение сплошной линии — это очень серьёзное нарушение, за которое надо наказывать.
— А если правонарушителя догнать не удалось? — возвращаемся к разговору с инспектором.
— В таком случае водитель не понесёт наказание, поскольку для привлечения к ответственности надо убедиться и доказать на месте, что за рулём был именно человек, нарушивший ПДД. Однако информацию можно передать другому экипажу, чтобы коллеги отрабатывали эту машину.
— Для чего ещё нужны дроны Госавтоинспекции?
— Во-первых, это экономия сил и средств. Во-вторых — скрытый контроль: водители их не видят! При помощи такой техники можно выявить различные нарушения: запрещённый обгон через одну или две сплошные, непристёгнутый ремень безопасности. Благодаря квадрокоптеру реально заметить даже, держит ли водитель мобильный телефон во время езды по дорогам общего пользования!
— И в-третьих, беспилотник очень помогает сотрудникам ГАИ и МЧС при разыскных мероприятиях — допустим, в лесу. С помощью данных устройств и их возможностей (ночное видение. — Прим. авт.) не раз удавалось найти заблудившихся грибников, людей пожилого возраста и детей.
«Обращаем внимание, жуёт ли водитель жевательную резинку»
Анатолий рассказывает, что патрулирование с дроном осуществляется не реже одного раза в месяц. Экипаж ГАИ и сотрудники ОМОНа чаще всего дежурят на разных точках, связываясь по рации.
— Каким образом та или иная машина может заинтересовать инспекторов или оператора дрона?
— Оператор контролирует весь поток транспорта, особое внимание уделяя «заряженным» и дорогим автомобилям, ведь чаще всего именно такие иномарки обгоняют попутно движущийся транспорт. Если же мы изучаем встречный поток с дороги, то смотрим на ремень безопасности. Не пристёгнут — останавливаем автомобиль.
— Когда проверяем документы, обращаем внимание на то, жуёт ли водитель жевательную резинку, курит ли, стоит ли рядом с ним открытая бутылка минеральной воды. Учитывая это, можем попросить подуть в алкотестер. Чаще всего аппарат действительно показывает наличие алкоголя в организме.
Нередко дорожно-транспортные происшествия случаются из-за нарушения правил обгона и выезда на полосу встречного движения, что влечёт за собой последствия значительной тяжести.
За 10 месяцев 2024 года на территории Минской области зарегистрировано 7 ДТП, произошедших по указанным причинам. В них 3 человека погибли, 9 получили телесные повреждения. 2 520 водителей были привлечены к административной ответственности.